Какой газ лучше ставить на машину метан или пропан: Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

Содержание

Метан или пропан? Какое ГБО ставить

Как вы знаете есть два вида газобаллонного оборудования, которое устанавливается в автомобили для экономии на топливе. Казалось бы газ и газ, в чем тут разница, однако она довольно существенна, давайте разберемся в чем тут дело:

Метан — это природный газ, который добывается из-под земли, этот же газ идет по желтым трубам между домов и приходит к вам на кухню. (однако заправить автомобиль от кухонной плиты бесплатно не получится — в трубе для этого не хватит давления, чтобы хоть сколь-нибудь ощутимо наполнить баллон).

Пропан-Бутан — сжиженный нефтяной газ. Самая первая и самая чистая фракция от перегонки нефти. Продукт нефтепереработки.

Казалось бы, метан — естественнее, это природный газ, поэтому в нем все должно быть проще, легче и дешевле.. но это не совсем так. Да, сам газ дешевле чем тот, который получается от переработки нефти на заводе. но у него совершенно другая формула, и он не переходи в жидкую стадию при повышении давления до уровня, который можно создать в автомобильных баллонах. Он сжимается намного хуже и сложнее — поэтому первый недостаток: для него нужны баллоны большого давления, которые сами по себе куда тяжелее и дороже чем на пропане.

Итак, недостатки метана:

  • Нужны баллоны большого давления: они занимают много места в багажнике, много весят, из-за этого оборудование получается дорогим: в два раза дороже, чем пропанвое. Если ГБО пропанна обычную машину с 4мя цилиндрами будет стоить вам где-то 25000р при установке в Москве в 2017 году, то ГБО метан обойдется уже в 50000р — в два раза дороже.
  • Большое давление — если последствия разрыва баллона на пропане в целом безвредные (можно найти ролики на ютубе) и все поисходит куда безопаснее чем взрыв бензина в бензобаке, то метан это уже очень большое давление. Многие боятся возить с собой такой заряд энергии.
  • В наш сервис периодически обращаются с просьбой перевести авто с метана на пропан. А вот наоборот никто переоборудовать уже не простит — пропан явно удобнее. 
  • Очень мало метановых заправок — удивительно, но пожалуй вот это и есть самый большой недостаток. На трассах метановых заправок нет от слова «совсем», и это не удивительно — нет трубы, нет и заправки.

Действительно, очень странное — в России, стране с сырьевой экономикой, где Газпром — «национальное достояние» — вы с трудом найдете метановую заправку. В Москве они расположены в основном на МКАДе, причем на его внешнем радиусе. Тем кто катается по делам внутри города это будет не очень удобно…

Так кто же устанавливает ГБО на метане и зачем?
Гбо на Метане довольно популярно среди владельцев Газелей:

  • Между рамой и кузовом как раз есть место, куда можно запихнуть несколько баллонов высокого давления.
  • Газель — машина с довольно большим расходом топлива. Пусть метан и дорог на стадии установки ГБО, но это только первоначальная инвестиция — ну а дальше-то идет уже чистая экономия, и да, она лучше чем на пропане.
  • Главный довод газелистов в пользу метана, то что им на газели становится ездить дешевле чем на легковых жигулях. Ну и приблизительно так оно и есть.


Достоинства установки ГБО пропан-бутана:

  • Это то, что можно поставить в легковые автомобили, не потеряв при этом значительную часть грузоподъемности и вообще не потеряв объем багажника, если вы ставите тороидальный баллон вместо запаски. Жалко запаску? Вспомните как давно вы ей пользовались, сколько раз доставали за последние 3 года? Ни разу? Ну вот, а если едите куда-то в дальний путь — можно просто положить ее в багажник. Если же вы где-то в городе и вдруг с вами что-то случилось, тут на каждом углу шиномонтаж, снял колесо отвез его сразу на ремонт.. или можно купить небольшую докатку, для которой место в багажнике будет найти куда проще.
  • Это куда безопаснее метана. Давление в пропановом баллоне 16 атмосфер. Для сравнения велосипедным насосом можно накачать 7-8…
  • Газовое оборудование на пропане дешево — установка на обычные 4 цилиндра инжекторного автомобиля, всего 26000р. На карбюратор — еще дешевле, около 18000 с большим баллоном. Это качественное ГБО из Европы на которое установщик даст гарантию 3 года без ограничения пробега.
  • Установка ГБО на пропане не влияет на ресурс двигателя. Автомобили такси ходят по 500000 км с ГБО Lovato.
  • Пропановых заправок много, в Москве они есть в каждом районе. Изучите карту, найдите себе несколько, которые вам будут удобны.


Ну вот такой расклад, друзья.  Недостатки ГБО метана заставили нас временно отказаться от работы с этим оборудованием, основная причина: мало заправок. У нас были клиенты, которые по этой причине переходили с метана на пропан. Устанавливать ГБО на метане мы советуем только тем, кто уже сознательно нашел для себя какие-то явные плюсы в этом типе топлива.

Как перевести автомобиль на газ: какое оборудование нужно и как правильно всё оформить

Как установить ГБО и оформить его установку

Проще всего, конечно, сразу купить машину, оснащённую газо­балонным оборудо­ванием. Например, сейчас АвтоВАЗ предлагает Весту и грузовой Ларгус, работающие на бензине и метане. Другие модели придётся дооснащать ГБО самостоятельно.

Газ — вещь огнеопасная, поэтому само­стоятельная установка ГБО запрещена. А поскольку газ в качестве топлива для бензино­вого двигателя или турбо­дизеля не предусмотрен кон­структивно, то и монтаж соответ­ствующего оборудо­вания считается вмешатель­ством в заводскую конструкцию машины. Возмож­ность такого вмешатель­ства нужно согласовывать с техниче­скими специалистами перед началом работ.

Процедура оформления ГБО во многом напоминает процедуру замены мотора — о ней мы писали в отдельной статье. Сначала автовладельцу нужно направить заявку в организацию, получившую аккреди­тацию на техническую экспертную деятель­ность — они есть в списке Национальной системы аккредитации. К заявке нужно приложить копии ПТС, СТС, паспорта владельца, сведения о выбранном ГБО, прежде всего серти­фикаты соответ­ствия. Их копии обязан выдать продавец оборудо­вания. Проверить, действительны ли они, можно на сайте Федеральной службы аккредитации. Все эти документы разрешено отправить заказным письмом по почте.

Эксперты рассмотрят заявку в течение нескольких дней, затем организация выдаст заключение о предвари­тельной технической экспертизе кон­струкции ТС. Его пришлют по почте. Если это заключение будет положи­тельным, можно подавать через Госуслуги заявление в МРЭО, чтобы получить разрешение на установку ГБО. Тут к документам на машину нужно приложить ещё и копию заключения.

ГИБДД выдаст разрешение, с которым можно обращаться в сервис. Тут, как и в случае с заменой мотора, подойдёт не любой техцентр. Установки ГБО вправе проводить только специ­алисты, которые получили аттестацию на выпол­нение работ с газовым оборудо­ванием. Подтвержде­нием этого служит серти­фикат, выдаваемый сервису.

После установки ГБО владельцу машины, согласно ГОСТу 31972-2013, должны выдать пакет документов:

  • Декларацию обо всех проведённых работах, оформ­ленную юрлицом или ИП авто­сервиса. В ней обязательно должна быть указана новая снаряжённая масса машины.

  • Копию сертификата соответствия на ГБО, подтверж­дения возмож­ности установить его на данный тип транс­портного средства, а также приложение о составе комплекта оборудования.

  • Два экземпляра заверенного свидетель­ства о соответ­ствии пере­оборудо­ванного автомобиля требованиям безопасности.

  • Два экземпляра свидетель­ства о проведении периоди­ческих испытаний ГБО, которое стоит на машине.

Со всеми этими документами нужно отправиться на пункт техосмотра. Машина туда едет на эвакуаторе, поскольку своим ходом ей это делать запрещено — ведь её реальное техническое состояние не соответ­ствует заявлен­ному в регистраци­онных документах! На пункте ТО машину осмотрят и выдадут диагно­стическую карту. В ней оператор обязательно должен сделать пометку, что машина оборудована газобалонной техникой.

Теперь, несмотря на все копии подтвер­ждающих сертификатов, нужно получить окончатель­ное заключение технических экспертов. Для этого владелец направляет заявление в ту же экспертную организацию, что выдавало предвари­тельное одобрение на установку ГБО. К нему нужно приложить все документы, полученные в процессе оформ­ления установки, а также предоставить машину для осмотра.

Организация выдаёт финальное заключение. Приложив его ко всем остальным бумагам, можно подавать заявление в ГИБДД на коррекцию данных ТС, связанных с изменением конструкции, — для этого есть отдельная вкладка на Госуслугах. И лишь после того, как на руках авто­владельца будет «Свидетель­ство о внесении изменений в конструкцию», настанет время финального шага — коррекции данных в ПТС и пере­регистрации машины. Для этого нужно будет снова посетить МРЭО ГИБДД.

Только после этого можно начинать эксплуатировать машину с ГБО на законных основаниях. О том, как правильно это делать, мы расскажем во второй части этого материала.

Различия между пропаном и метаном. Типы ГБО. Особенности работы на газе и бензине

По материалам компании «Астрон-Автогаз» приводим наиболее распространенные вопросы о газоболонном оборудовании с ответами на них.

Что выбрать? Метан или пропан?
Различия между пропаном и метаном
Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан — это природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер). Из-за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны. Для пропана достаточно будет металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны, способные выдержать такое давление. Чтобы облегчить массу баллонов, их делают металлопластиковыми. Теперь о запасе хода. В стандартный (50-ти литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газ, расход пропана чуть выше расхода бензина (на 10-20%). Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. Кроме того, у метановых установок более высокие требования к безопасности. Исходя их этого, чаще всего на легковые автомобили ставят пропановое оборудование.

Какому виду топлива отдать предпочтение?
Для владельца личной легковушки мы посоветуем сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.

Какое бывает газобаллонное оборудование? Экономичность ГБО
Типы ГБО
Газовое оборудование автомобиля бывает двух типов ИНЖЕКТОРНОЕ и ЭЖЕКТОРНОЕ. Отличие у них принципиальное: у инжекторного газового оборудования газ подается в двигатель автомобиля под давлением, а у эжекторного оборудования газ «засасывается» в двигатель разряжением (как бензин в карбюраторе). Для перевода на газ инжекторных моторов предназначены газовые установки автомобиля третьего и четвертого поколений. Они подают газ через смеситель, встроенный во впускной воздуховод (газовые установки 3-го поколения), или через специальные газовые форсунки (газовые установки 4-го поколения) автомобиля. Бензиновые форсунки при этом отключаются ЭБУ.

Время установки ГБО
Установка комплекта газобаллонного оборудования на автомобиль в сервисном центре занимает до одного дня.
Самостоятельная установка газового оборудования автомобиля грозит ошибками, что негативно скажется на деталях Вашего автомобиля и сложностью получения техосмотра.

Окупаемость ГБО
Для пропана нужны такие исходные данные: цена бензина, который Вы заливаете, и цена газа.
Поделите месячный пробег Вашего авто на расход бензина и умножьте на его цену. Таким образом Вы подсчитаете затраты на этот вид топлива в месяц. Эти же вычисления проведите для газа с учетом того, что на системах моновпрыска расход газа, как правило, на 10-20% больше расхода бензина. Разница этих двух цифр — и есть экономия в месяц. Последний шаг — сравнить ее со стоимостью газовой установки оборудования.

Особенности работы на газе и бензине
Какой расход газа относительно бензина?
По многочисленному опыту и по описанию множества установок принято считать, что нормальный расход газа составляет от 100 до 110 % расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10% — надо искать причину такого явления. Иногда (на продвинутых системах) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики — в идеале динамика на газе должна быть одинаковой с динамикой на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше, чем на бензине (хотя бы потому что на бензине машина едет хуже, чем должна). Чаще всего бывает так, что динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, это нормально и с этим надо смириться или поменять свое ГБО.

Как меняется динамика автомобиля на газовом топливе?
Газ сгорает немного медленнее, чем бензин. Использование газа в качестве моторного топлива снижает нагрузку на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает «мягче». Однако это вызывает ухудшение динамики разгона примерно на 2-5% (в зависимости от степени сжатия).

Как изменяется моторесурс двигателя при работе на газу?
Износ двигателя на газу меньше, чем на бензине. При правильной установке и настройке ГБО моторесурс двигателя не изменяется, наоборот, появляются дополнительные плюсы:
— снижаются ударные нагрузки на цилиндро-поршневую группу за счет более плавного сгорания газо-воздушной смеси;
— при работе на газу не смывается масляная пленка с цилиндров двигателя;
— моторное масло не так интенсивно окисляется и чернеет.

Сколько газа входит в баллон?
Основное правило безопасности заключается в том, что баллон должен быть заполнен не более чем на 80% своего объема, остальное пространство заполнит образующаяся паровая подушка, за счет которой при нагревании объем жидкого газа увеличивается, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. На практике давление газа в баллоне при (-40°) — (+45)°С находится в пределах 0,2 — 1 МПа.

Не опасно ли ГБО?
Что произойдет при повреждении газовой магистрали?
В блоке арматуры имеется специальный вентиль, называемый «скоростной клапан». Он предназначен для закрытия расходной магистрали в случае обрыва трубки, проложенной от баллона в моторный отсек.

Правда ли, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля?
Две топливных системы в одном автомобиле — это усложнение конструкции, и, если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой, так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО), возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания. Газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами, способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет значительной и пожароопасной утечки.

Как влияет ГАЗ на клапаны?
На этот вопрос нет однозначного ответа. По теории, клапаны работают в более теплонагруженном режиме, поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов, если оборудование настроено правильно.

Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?
Ответ на этот вопрос однозначен — правильно установленное оборудование НИКАК не влияет на работу на бензине. Хотя допускается такой момент — если смеситель установлен над карбюратором, он может немного обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. Но это может сказаться только на расходе бензина, но никак не на качестве работы мотора на бензине.

ГБО и свечи зажигания
Иногда распускаются слухи, что для газа нужны свечи, отличающиеся от обычных, некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG (для газа). Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Самое главное — чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча — это вероятность «обратного хлопка», последствия которого для инжекторного мотора могут быть плачевными.

Купить ГБО в Украине — компания «Астрон-Автогаз». В настоящее время «Астрон-Автогаз» является ведущим предприятием в Украине по установке и обслуживанию автомобильного газобаллонного оборудования. Компания «Астрон-Автогаз» гарантирует высокое качество как газобаллонного оборудования, так и его установки на Ваш автомобиль. Компания «Астрон-Автогаз» заинтересована в развитии сети сервис-центров, работающих под маркой «Астрон-Автогаз». Компания приглашает к сотрудничеству СТО, желающие заняться установкой на автомобили газобаллонного оборудования.

Советы и рекомендации — Компания Шанс Казань

Какой вид ГБО выбрать – пропан или метан?

Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля.

При выборе нужно учитывать характеристики каждого типа газа и особенности автомобиля.

Так, метан выигрывает за счет меньшего расхода и меньшей стоимости самого газа. Это делает его использование экономически эффективным (даже с учетом дорогого ГБО) для автомобилей со значительным объемом двигателя, а также на машинах с большими пробегами. Именно метановое оборудование чаще всего используется на коммерческом транспорте различных видов.

Пропан же является более предпочтительным вариантом для обычных легковых автомобилей, которые используются в частных целях.

Пропан-бутан – это нефтяной сжиженный газ. Это распространенный вид топлива, предназначенный для легковых автомобилей. Этот газ является побочным продуктом, получается он при переработке нефти.

Другие названия пропан-бутана: LPG (Liquified Petroleum Gas) – сжиженный нефтяной газ.

 

Метан является сжатым природным газом. Чаще всего его используют для автомобилей коммерческого назначения.

Метан так же могут называть: CNG (Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ

Преимущества метана:

  • Он является самым дешёвым и простым в добыче газом, не требующим химической переработки. Нужна лишь очистка его от примесей.
  • Он по экологическим свойствам лучше пропана, так как содержание СО в выхлопе у него меньше.

Минусы метана:

  • Для его использования нужны толстостенные баллоны, которые выдерживают давление до 200 бар.
  • Газ метана тяжело сжимается и плохо сжижается в нашем климате. Это обстоятельство приводит водителей к повышенной потребности в топливе при заправке.

Метан дороже установить, но сам газ дешевле.

Преимущества пропан-бутана

  • Хранится в баллоне при небольшом давлении до 16-ти бар.
  • Пропан-бутан хорошо сжимается и сжижается. Это повышает его энерговооруженность автомобилей, при одинаковом объёме с метаном.

Минусы пропан-бутана

  • Пропан-бутан по цене дороже метана, так как ему требуется химический синтез.
  • В целях безопасности, заправка баллонов производится не более 80% от его объема.

Пропан выгоднее установить, но сам газ дороже.

Как видно для легковых авто по ряду причин пропан-бутан будет лучшим решением, тогда как метан больше подойдет для коммерческих автомобилей и для авто с большими ежедневными пробегами.

 

Расход газа и окупаемость

Выбирая, какое газобаллонное оборудование поставить на авто, метан либо пропан, необходимо просчитать срок окупаемости оборудования. Калькулятор расчета окупаемости можно найти тут Калькулятор окупаемости ГБО

В Казани пропан устанавливают довольно часто, в первую очередь ориентируясь на цену установки: установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане.

Однако как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение, так как после окупаемости за одинаковый пробег Вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.

 

Совместные программы с правительством РТ и Газпром по субсидированию переоборудования ТС на метан позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Стоимость переоборудования можно уменьшить на 30%, а при соблюдении некоторых условий можно провести установку ГБО метан практически бесплатно. Подробнее об этом Вы можете узнать на этой странице: Вернем до 100 % стоимости ГБО Метан

Подробнее о программах поддержки можете узнать у менеджера в офисе компании по адресу г. Казань, Аделя Кутуя, 90 или по номеру: +7 (966) 260 29 24

Для того, чтобы определиться, какой вид ГБО подойдет вам, важно понимать, какие требования у Вас к топливу, какой Вы совершаете пробег и каков текущий расход топлива.
Для лучшего понимая специфики Вы можете обратиться к специалистам сервиса компании: +7 (966) 260 29 24

Одно можно сказать точно: перевод авто на газ является выгодным и разумным решением. Современные поколения ГБО экономичны, безопасны и экологичны.

что лучше, ГБО метан или пропан

Как известно, газ в авто является достаточно востребованным решением для бензиновых машин по ряду причин. При этом главным преимуществом при решении перевести авто на газ остается сама цена на газ для автомобиля. По сравнению с традиционными видами топлива (бензин и дизтопливо) именно газ получается на 50-60% дешевле.

При этом в качестве газового топлива используется газ-метан, пропан, бутан. Важно понимать, что стоимость того или иного вида топлива несколько отличается, также некоторые отличия имеет и ГБО под один или другой тип газа. Само собой, среди автолюбителей (особенно владельцев легковых машин) возникают споры, какой газ лучше и что выгоднее,  автомобили на метане или пропане, поставить ГБО на метане или пропане и т.д. Давайте разбираться.

Содержание статьи

Машины на газу: метан или пропан

Начнем с того, что качественное ГБО стоит достаточно дорого, причем независимо от того, какой газ используется. Однако, кроме солярки и бензина, на заправках часто можно видеть в продаже газ CNG (сжиженный газ пропан-бутан) и намного реже LPG (сжатый газ — метан).

Идем далее. Если сравнить цены на метан и пропан, тогда первый тип газа на 25-30% дешевле второго, расход на метане также ниже на 10-15%. Другими словами, на метане можно получить экономию около 35% по сравнению с пропаном. При этом, если изучить статистические данные по авто на газу, в среднем, 2/3 всех авто с ГБО ездят именно на пропане и только 1/3 использует метан. Причина в том, что данный вид топлива имеет как плюсы, так и минусы.

Прежде всего, газ-метан (СН4) является природным газом, не имеет цвета и запаха. Основным его отличием от пропана является то, что при заправке в баллоны газ не сжижается, а сжимается и находится в газообразном состоянии под высоким давлением.

Метановые баллоны большие, тяжелые (60-130 кг)  и крепкие, так как давление доходит до 270 атмосфер. Октановое число метана составляет 110-120.  При этом заправка метаном является более длительной по сравнению с пропаном (около 30 минут). Сначала баллон заправляют, потом выдерживается пауза около 20 минут, после чего осуществляется дозаправка.

В свою очередь, пропан-бутан (пропан С3Н8) является продуктом, который получается в процессе нефтедобычи. Это углеродный газ, также не имеет запаха и цвета. В баллонах пропан находится в сжиженном состоянии. Также в пропан частично добавляется бутан.

Это углеродный газ, похожий на пропан. Он нужен для того, чтобы получить необходимое октановое число газа (102-105). Давление в пропанобутановом баллоне не выше 15 атмосфер, сами баллоны легкие (до 50 кг), небольшие по размерам. Как в метан, так и в пропан-бутан добавляют специальные вещества – одоранты. Это нужно для того, чтобы ощущался запах в случае утечки газа.

Расход газа пропана на 100 км будет на 10-20% выше по сравнению с бензином, метана всего лишь на 5 % (в городском цикле). При этом во время езды по трассе на метане можно дополнительно сэкономить до 20% в сравнении с бензином, тогда как на пропане видимой экономии в плане его расхода добиться зачастую не удается. 

Получается, метан выгоднее бензина в три раза (учитывается цена метана по сравнению с пропаном и расход), пропан только в два раза. Казалось бы, единственный минус — долгая заправка и тяжелые баллоны. Однако есть и другие недостатки.

Машина на метане: безопасность

Если  рассматривать метан и пропан, важно учитывать, что температура воспламенения того или иного вида топлива определяет вероятность возгорания в результате нагрева с горячими частями ДВС и другими элементами в тех или иных условиях.

Другими словами, от этого показателя будет зависеть безопасность. Естественно, приняв решение поставить газ, авто также нужно принимать во внимание. Если точнее, тип транспорта.

Сразу отметим, авто на метане будет самым безопасным. Пары бензина в ряде случаев загораются уже при 170 градусах Цельсия, пропан загорится при нагреве до 365 градусов,  тогда как метан нужно нагреть до 535 градусов. В общем, газ безопаснее бензина, при этом самым безопасным является именно метан.

Однако нужно учитывать и давление в газовом баллоне. Хотя баллоны в авто на метане очень прочные и повредить их сложно, исключать вероятность такого исхода нельзя. В этом случае (при самом неблагоприятном стечении обстоятельств) будет сильный взрыв.

Если сравнивать эти баллоны с баллонами под пропан, хотя давление в них меньше, сами баллоны также достаточно хрупкие, их нужно постоянно проверять. Получается,  хотя давление в баллонах для метана выше, использование метана все же безопаснее, чем пропана или бензина.

Метановое оборудование: установка ГБО метан, доступность и цены

Итак, если принято решение поставить метан на авто, цена на такое оборудование будет выше, чем на установку под пропан. На ценообразование влияет несколько причин. 

Если отбросить установку ГБО в гаражных условиях (настоятельно не рекомендуется), подавляющее большинство крупных центров по установке газа на авто с выдачей сертификата для регистрации ГБО ставят оборудование под газ пропан-бутан.

Качественное ГБО под пропан иностранного производства различных поколений можно поставить на карбюраторные и инжекторные двигатели, цена ГБО 2 будет составлять около 350 долларов США, ГБО 4, в среднем, обойдется около 900 долларов США. На установку «под ключ» требуется около 12 часов.

Газовая установка метан (ГБО метан)  также иностранного производства, подойдет для разных моторов,  однако цена будет от 600 долларов США для второго поколения  и около 1000 долларов за ГБО 4.  Дело в том, что метан ставят намного меньше организаций, снижена конкуренция, меньше спрос. Соответственно, цена на метан ГБО, как минимум, на 25-30% выше по сравнению с ГБО пропан.

Еще добавим, что 4 поколение ГБО метан является последним в линейке. По сравнению с пропаном, дальнейшее развитие систем на метане не предполагается, так как метан находится в газообразном состоянии и не сжижается для прямого впрыска (в отличие от пропана).

Метан ГБО или установка оборудования под пропан: что лучше для двигателя

Как известно, многих владельцев заботит вопрос, как газ влияет на двигатель автомобиля. Если сравнивать метан или пропан, а также бензин, любой газ на деле лучше для ЦПГ и несколько хуже для ГРМ.

С одной стороны, масло со стенок цилиндров не смывается на газу, само масло остается более чистым, не разжижается от попадания газа (в отличие от бензина). В результате износ цилиндров на газу меньше, масло «ходит» дольше, система смазки работает лучше.  

Также на газу детонация двигателя не проявляется, так как октановое число метана, а также пропана выше по сравнению с АИ-92, 95 или даже 98-100. При сгорании газа нет сажи, свечи зажигания чище, нет нагара на клапанах и т.д. Результат — свечи и катушки зажигания служат заметно дольше, меньше коксуется мотор и загрязняется катализатор.

Однако минусом является высокая температура горения газа. При этом именно метан горит при самой высокой температуре. В свою очередь (особенно если ГБО настроено неправильно) может иметь место прогар выпускных клапанов, появляются трещины в ГБЦ, резиновые и другие прокладки «высушиваются», теряется их герметичность и т.п.

Полезные советы

Как видно, если речь идет о коммерческом транспорте, в этом случае поставить метан на авто является более выгодным и даже более безопасным решением. Стоимость метана заметно ниже, чем бензина и даже пропана, а затраты на более дорогую установку такого ГБО быстро окупаются.

Другими  словами, газ- метан и установка данного оборудования, например, на ГАЗель, является вполне рациональным решением. Особенно это выгодно, если машина используется для поездок по трассе. При этом для легковых авто метан попросту не нужен.

Нужно отдельно учитывать необходимость ставить тяжелые баллоны, учитывать сложность заправки и более высокую стоимость ГБО метан. Получается, сравнивая пропан и метан, цена и низкий расход метана в данном случае не перекрывает те неудобства, с которыми можно столкнуться.

Например, хотя газовых АЗС сегодня много, на большинстве из них есть только сжиженный пропан. В случае с метаном найти метановую заправку намного сложнее даже в большом городе и, тем более, на трассе.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой штраф за ГБО без регистрации в 2019 году. Из этой статьи вы узнаете, почему газовое оборудование на автомобиль нужно в обязательном порядке ставить в сертифицированных центрах, а также как выполняется регистрация ГБО, какие штрафы за ГБО без регистрации и т.д.

Причина — для заправки метаном под давлением около 250 атмосфер нужно дорогое и сложное оборудование, на заправку тратится много времени. Мелкие АЗС попросту не готовы ставить такое оборудование. Еще отметим, что  на современные двигатели не получится поставить новейшие поколения ГБО 5 или ГБО 6 на метане, тогда как системы ГБО под пропан продолжают активно развиваться.

Также добавим, что в зимнее время заправка газом осуществляется быстрее, чем в условиях высоких температур. Дело в том, что при нагреве давление в баллоне будет увеличено по причине того, что газ расширяется.

Чтобы давление снизилось, можно перед заправкой покачать машину вверх и вниз, стенки баллона  немного остынут. Также не следует пытаться заправить полный баллон газа. Как правило, в норме объем должен быть заполнен не полностью, а на 8/10 (с поправкой на расширение при нагреве).

Для безопасности зачастую ГБО имеют мультиклапан, который автоматически перекрывает (отсекает) подачу газа в баллон в момент, когда достигнут допустимый предел по давления. Однако, если клапан неисправен или его нет, нужно быть предельно внимательным при заправке и отремонтировать/установить такой клапан в ближайшее время.

Напоследок отметим, что при использовании ГБО важно периодически проверять и регулярно обслуживать систему (выполнять ТО для ГБО и обслуживание газового оборудования на машине). Перед началом движения следует обращать внимание на то, не появился ли запах газа в салоне или возле авто, насколько качественно выполнено крепления баллона для газа, оценивать состояние газовых магистралей и т.д.

Что в итоге

Как видно, для легковых авто по ряду причин пропан-бутан будет лучшим решением, тогда как метан больше подойдет для коммерческих автомобилей. В любом случае и независимо от типа ГБО,  следует ставить такое оборудование в специализированных сервисах, которые выдают сертификат.

Затем нужно регистрировать газ на автомобиль, так как в противном случае  придется заплатить штраф за ГБО без регистрации и все равно регистрировать установку. Также важно регулярно проходить освидетельствование газового оборудования, выполнять плановую проверку баллонов и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как ГБО и газ влияет на двигатель. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках газового оборудования на автомобиле, а также о том, какое влияние газ оказывает на мотор, снижает ли газ ресурс двигателя и т.д.

В качестве итога хотелось бы отметить, что газ на авто является выгодным решением, современные поколения ГБО отличает высокий уровень безопасности и экономичности, токсичность выхлопа заметно ниже по сравнению с дизтопливом или бензином.

При этом нужно учитывать, если машина эксплуатируется не часто и пробеги небольшие (до 10 тыс. км. в год), тогда лучше обратить внимание на авто с гибридным двигателем или экономичные дизельные ДВС, так как ГБО выгодно только в том случае, если автомобиль эксплуатируется активно.

Дело в том, что даже при условии наличия ГБО, прогорев двигателя все равно осуществляется исключительно на бензине, в режимах высоких нагрузок на мотор газ автоматически отключается и мотор переводится на бензин.

Также само газовое оборудование нуждается в дополнительном плановом обслуживании (замена газовых фильтров, диагностика ГБО и т.п.) что означает определенные затраты.

Читайте также

ГБО в Перми, установка газового оборудования на авто

Сегодня все чаще можно встретить автовладельцев, отдавших свое предпочтение газовому оборудованию.

Представляя собой газ-дозирующую автомобильную систему, ГБО 4 поколения увеличивает показатели мощности и эффективности авто. Поскольку вместо бензина становится возможным использовать сжиженный нефтяной или природный газ, вы экономите на топливе. Встраиваемое поверх бензинного оборудовани ГБО на авто можно применять опционально, благодаря переключателю, позволяющему в любое время перевести авто на газ или бензин.

Основным направлением деятельности нашей компании является продажа, установка, обслуживание газового оборудования на авто. Именно у нас вы можете приобрести ГБО 4 и 3 поколения, отличающееся способом распределенного впрыска газа, для установки на авто с бензиновой топливной системой. 

Как работает газобаллонное оборудование?

Применение газа на авто значительно повышает эффективность работы транспорта.

Пропан или бутан проходит по мультиклапану, поступая в газовую магистраль, отличающуюся высоким давлением, в редуктор. В нем жидкая фракция преобразуется в газообразную, при этом происходит подогрев и ли охлаждение газа до оптимальной температуры. После этого газ проходит по трубопроводу с низким давлением в газовые форсунки и затем поступает во впускной коллектор авто.Сегодня мы готовы предложить своим клиентам газовое оборудование 4 поколения, которое отличается схожестью работы ДВС на бензине. 

Преимущества которое вы получаете если используете газовое оборудование 4 поколения для автомобилей

В основном газобаллонное оборудование для автомобилей пользуется большой популярностью за счет значительной экономии на топливе.

  1. Сравните, 1 л смеси из пропан-бутана почти в два раза дешевле 1 л бензина.
  2. Масло остается чистым более продолжительное время из-за отсутствия копоти и нагара при сгорании газа.
  3. С ГБО 4 поколения автомобиль превращается в битовливный, а потому водитель может выбирать топливо в зависимости от ситуации. Благодаря мобильности газобаллонной системы, вы значительно  увеличиваете время работы авто.
  4. Кроме того, можно привести ряд причин, по которым следует использовать газ: легкое смешивание с воздухом, исключение вредных примесей в составе, низкое содержание вредных веществ в выхлопах и т.д.
  5. Все это значительно увеличивает ресурс вашего транспортного средства и позволяет наслаждаться ездой в течение длительного времени используя газовое оборудование 4 поколения.

в  2013 году премьер министр России Д. А. Медведев  подписал указ о переводе 50% общественного транспорта на ГБО. В связи с этим смело можно утверждать что газовое оборудования для автомобилей становится все более популярным и высоко оценивается на различных уровнях.

Компания АвтоМастерГаз в Перми поможет вам перейти на газ. 

Установка газобалонного оборудования на авто в Калининграде

Компания «Гефест» устанавливает и настраивает газобаллонное оборудование в Калининграде. Занимаемся переоборудованием грузового, пассажирского, легкового транспорта и сельхозтехники. Наш юридический отдел поможет вам правильно оформить документы о внесении изменений в конструкцию автомобиля после установки ГБО. Помимо прочего, готовы произвести ремонт газобаллонного оборудования автомобиля и плановое техническое обслуживание.

Установка газобаллонного оборудования на авто

Установка газового оборудования на авто в нашей компании занимает от нескольких часов до 2-х рабочих дней в зависимости от сложности.

Система ГБО на авто включает в себя следующие компоненты:

  • блок управления
  • редуктор
  • форсунки
  • газовые баллоны

На все наше газовое оборудование на авто в Калининграде имеются российские, евразийские и европейские сертификаты.

Зачем переводить машину на газ?

Газовое оборудование в Калининграде от компании «Гефест» пригодится грузовым и пассажирским перевозчикам, а также обычным водителям. Задуматься об установке ГБО в Калининграде имеет смысл по нескольким причинам.

  • Газ дешевле бензина. При частых и продолжительных поездках расходы на установку системы ГБО окупаются за несколько месяцев. Заправлять машину бензином после этого почти не нужно.

После перехода на ГБО выгодно ездить и в Европу, поскольку там тоже газ стоит значительно ниже другого топлива.

Вопреки стереотипам система ГБО

  • Безопасна. Единичные аварии происходят, когда автовладелец доверяет монтаж неквалифицированным специалистам и пренебрегает обслуживанием системы. «Гефест» строго соблюдает технологию работы. Мы используем только сертифицированное и проверенное временем оборудование.
  • Система газобаллонного оборудования снижает износ двигателя. По сравнению с бензином газ содержит меньше примесей, из-за чего на внутренних стенках мотора почти не образуется нагар. У газа октановое число достигает 100, что исключает детонацию. Наконец, при взаимодействии с этим видом топлива масло дольше сохраняет свои свойства.

Почему работу стоит доверить именно нам?

Специалисты компании «Гефест» подберут под ваш автомобиль оптимальное оборудование для системы ГБО 4 поколения, цена на него благодаря индивидуальным условиям сотрудничества может быть снижена. Мы являемся аккредитованным партнером ООО «Газпром газомоторное топливо», поэтому пользуемся программами поддержки, которые могут заинтересовать как частное лицо, так и корпоративных клиентов.

На все работы и оборудование предоставляется гарантия. Если в период гарантийного срока какие-то компоненты системы выйдут из строя, мы проведем ремонт газового оборудования бесплатно. Мы также выполняем ремонт ГБО автомобиля, установленного сторонними компаниями.

Уточнить, в какую стоимость обойдется установка ГБО 4 и цену на сервисное обслуживание оборудования, можно по телефону +7 (4012) 33-67-68.

Центр данных по альтернативным видам топлива: Пропановые автомобили

Пропан, также известный как сжиженный нефтяной газ (СНГ), или пропановый автогаз, считается альтернативным топливом в соответствии с Законом об энергетической политике 1992 года. топливные системы в США. Многие из них используются в автопарках, например в школьных автобусах, маршрутных такси и полицейских машинах.

Пропановые автомобили можно приобрести у производителей оригинального оборудования (OEM) или после переоборудования.Пропановые двигатели и заправочные системы также доступны для транспортных средств большой грузоподъемности, таких как микроавтобусы и школьные автобусы, в том числе некоторые подготовленные двигатели от OEM-производителей, которые включены в пакеты оборудования с компонентами, позволяющими обычным транспортным средствам работать на пропане.

Типы пропановых автомобилей

Пропановые автомобили широко использовались и совершенствовались на протяжении десятилетий, а мощность, ускорение и крейсерская скорость пропановых автомобилей аналогичны характеристикам автомобилей, работающих на традиционном топливе.

Есть два типа пропановых транспортных средств: специализированные и двухтопливные. Специальные автомобили на пропане предназначены для работы только на пропане. Двухтопливные транспортные средства имеют две отдельные топливные системы, что позволяет транспортному средству работать на пропане или бензине. Это обеспечивает гибкость использования любого топлива, что обычно обеспечивает больший запас хода для двухтопливных транспортных средств, чем для автомобилей с пропаном или бензином. Дополнительные резервуары для хранения могут увеличить дальность полета, но размер резервуара и дополнительный вес влияют на грузоподъемность.

Поскольку галлон пропана имеет на 27% меньше энергии, чем галлон бензина, экономия топлива пропановых транспортных средств немного ниже. Однако у пропана более высокое октановое число, чем у бензина (104–112 по сравнению с 87–92 для бензина), и некоторые OEM-производители предлагают специальные двигатели, оптимизированные для использования преимуществ этого более высокого рейтинга. Это может привести к повышению производительности и экономии топлива по сравнению с неоптимизированными двигателями.

Возможность снижения затрат на техническое обслуживание является одной из причин популярности пропана для использования в транспортных средствах малой и средней грузоподъемности, таких как грузовики и такси, а также в транспортных средствах большой грузоподъемности, таких как школьные автобусы.Низкое содержание углерода в пропане и низкое загрязнение масла могут привести к увеличению срока службы двигателя. Пропан хорошо работает в холодном климате, потому что топливная смесь (пропан и воздух) полностью газообразна, когда попадает в систему впрыска и двигатель. Этот фактор позволяет транспортным средствам, работающим на пропане, избежать многих проблем с холодным запуском, связанных с использованием дизельного топлива.

Дополнительная информация

Доступность Конверсии Выбросы Законы и стимулы

5 отличий природного газа от пропана

Многие печи и другие устройства используют в качестве топлива пропан или природный газ.Они оба могут сохранить ваш дом в Чарльз-Тауне, Западная Вирджиния, в тепле и комфорте зимой. Природный газ находится под землей и содержит несколько разных газов, включая бутан, пропан и метан. Это может быть жидкость, сжатый или несжатый газ.

Пропан, также называемый сжиженным нефтяным газом или СНГ, хранится в жидком виде после отделения от природного газа на перерабатывающем предприятии. Прежде чем вы решите, какой источник топлива лучше всего подходит для вашего дома, вы должны рассмотреть различия между методами установки природного газа и пропана, способами доставки, эффективностью, составом и безопасностью.

Методы установки

Многие приборы могут работать на пропане или природном газе, но для каждого источника топлива требуются специальные приспособления для утилизации газа. Если вы хотите перейти с пропана на природный газ или наоборот, вам необходимо заказать комплекты для переоборудования у производителей бытовой техники, если они не поставлялись с наборами при первой установке. К сожалению, нет простого способа преобразовать электрические приборы, такие как обогреватели, духовки или водонагреватели, на природный газ или пропан.Вам нужно будет заменить все электроприборы, которые вы хотите использовать на пропане или природном газе.

Природный газ — это коммунальное предприятие, доступное только в некоторых районах, и подземные трубопроводы доставляют его в ваш дом. Пропан хранится в резервуарах, которые требуют периодической замены или доливки. Некоторые контейнеры маленькие и портативные, а другие достигают нескольких футов в длину. Вы можете поставить резервуар побольше у себя во дворе или закопать его под землей. Трубки для пропана начинаются на выходе из сервисного клапана на резервуаре, поэтому некоторые из них могут быть снаружи.Внутренние трубопроводы для природного газа начинаются от вашего газового счетчика, и ваша местная коммунальная компания обычно владеет другими наружными трубами.

Закопанный резервуар аналогичен подключению газопровода к дому. Профессионал может заменить любую траву или другие растения, нарушенные любым процессом. Прежде чем ваш установщик начнет копать, позвоните по телефону 811, федеральному номеру «Позвоните, прежде чем копать», чтобы убедиться, что никакие подземные инженерные коммуникации или трубы не повреждены, и бесплатно промаркируйте их. Установить баллон с пропаном над землей быстрее и проще, но это может сделать ваш ландшафт менее привлекательным.Чтобы двор выглядел лучше, окружите резервуар забором, решеткой с цветущими виноградными лозами или живой изгородью.

Если вы перейдете с пропана на природный газ или решите прекратить использование пропана и перейти на электрические приборы, вам необходимо избавиться от пропанового баллона или слить его и оставить на месте. Удалить закопанный резервуар сложно, но вы можете продать его другому пользователю, когда процесс будет завершен.

Способы хранения и доставки

Техник может доставить пропан куда угодно, поэтому это идеальный выбор для людей, живущих в отдаленных районах или районах, где нет трубопроводов для природного газа.Однако вам придется дождаться доставки, чтобы заправить ваш бак, и вы можете не получить необходимое топливо после сильной метели или другой чрезвычайной ситуации. Поскольку природный газ поступает в ваш дом по трубам, он всегда доступен. К сожалению, утечка в трубе, которая подключена к большому количеству природного газа, может увеличить ваши счета за коммунальные услуги больше, чем утечка в пропановом баке с ограниченным запасом.

Пропан в баллонах — это жидкость, потому что он находится под давлением, и он становится газом, когда выходит через клапан на вашем баллоне.Природный газ может храниться как несжатый газ, как сжатый природный газ или КПГ, или как сжиженный природный газ или СПГ. Обычно его сжимают перед хранением или транспортировкой, а СПГ иногда хранят в резервуарах, а не в трубах.

Эффективность и стоимость

Пропан обычно дороже природного газа, но при том же количестве выделяется примерно в два раза больше тепла. Пропан измеряется в галлонах или литрах, а природный газ — в кубических футах или кубических метрах. Профессионалы измеряют тепло от обоих видов топлива в британских тепловых единицах или БТЕ.Одна БТЕ — это количество энергии, необходимое для повышения температуры 1 фунта воды на 1 градус по Фаренгейту.

В некоторых регионах природный газ более экономичен, а в других — дешевле пропан. Оба вида топлива более эффективны и дешевле, чем электричество во многих регионах. Установка нового газопровода обходится дороже, чем установка баллона с пропаном в вашем доме, но вложения могут снизить ваши счета за коммунальные услуги, если газ доступен в вашем районе.

Вы также должны подумать о бытовой технике, которая уже есть в вашем доме.Независимо от того, является ли ваша печь электрической, газовой или пропановой, вы должны заменить ее, если ей больше 20 лет. Таким образом, вы сможете избежать внезапных и неудобных поломок и сократить счета за коммунальные услуги, установив более эффективную систему. Системы пропанового отопления служат дольше всего, а ремонт зачастую обходится дешевле, чем аналогичные работы по техническому обслуживанию тепловых насосов или электрических печей.

Химические составы

Пропан — это самое чистое горючее ископаемое топливо из имеющихся, на него образуется около половины выбросов углекислого газа и других выбросов бензина.Он также не вредит воде или почве. Природный газ в основном состоит из метана, парникового газа, который примерно в 84 раза сильнее углекислого газа. К счастью, природный газ горит более чисто, чем большинство других ископаемых видов топлива. Поэтому загрязняющие вещества из природного газа обычно могут попасть в атмосферу только после утечек в трубопроводах или аварий во время бурения. Проведя несколько лет в воздухе, метан сам по себе распадается на углекислый газ.

Поскольку угольные электростанции популярны в Соединенных Штатах, метан и пропан во многих областях более экологически безопасны, чем электричество.Оба вида топлива представляют собой углеводороды, но имеют разный химический состав. Метан — это Ch5, а пропан — это C3H8. Пропан на самом деле является побочным продуктом переработки нефти и природного газа, наряду с другими углеводородами, такими как бутан, этан и пентан.

Безопасность

Природный газ и пропан почти не имеют цвета и запаха. Чтобы помочь людям обнаружить утечки, производители добавляют безвредное химическое вещество под названием меркаптан, трет-бутилтиол или трет-бутилмеркаптан. Иногда используют подобное соединение, называемое тиофаном.Эти химические вещества пахнут серой или тухлыми яйцами.

Если вы заметили странный запах внутри своего дома, потушите огонь и выйдите на улицу. После того, как вы окажетесь вдали от дома, позвоните 911. Не включайте и не выключайте электронику, не подключайте и не отключайте какие-либо устройства. Вы можете вызвать искру, которая может привести к взрыву. Утечки также могут произойти в подземных трубах во дворе, поэтому вам следует покинуть это место и позвонить в службу 911, если вы почувствуете запах серы или тухлых яиц на улице.

Если у вас есть утечка пропана, отключите подачу газа в резервуар, повернув запорный вентиль вверху по часовой стрелке.Поскольку пропан должен быть очень холодным, чтобы оставаться в жидкой форме, большинство резервуаров белые, чтобы отражать как можно больше тепла и света. Если контейнер станет слишком горячим, откроется предохранительный клапан, чтобы сбросить давление и предотвратить взрыв. Не позволяйте пропану касаться вашей кожи, так как он может вызвать обморожение.

Если у вас возникли проблемы с печью, плитой, водонагревателем или другой системой, работающей на пропане или природном газе, частично сгоревшее топливо может образовывать окись углерода, бесцветный газ без запаха, который может быть смертельным.Вы должны использовать детекторы угарного газа, чтобы предупредить вас, если в вашем доме слишком много угарного газа. Эти устройства напоминают детекторы дыма.

Вам также следует следить за головными болями, головокружением или тошнотой, которые проходят, когда вы покидаете здание или территорию. Откройте двери и окна, чтобы впустить свежий воздух, и обратитесь к опытному специалисту для осмотра вашей техники. Обратитесь за медицинской помощью, чтобы убедиться, что облучение не привело к необратимым повреждениям.

Griffith Energy Services имеет более чем 115-летний опыт работы в сфере отопления, охлаждения и доставки топлива.Мы можем помочь вам установить, обслужить и отремонтировать различное оборудование, работающее на пропане и природном газе, включая печи, генераторы и водонагреватели. Позвоните нам в любое время по телефону 888-474-3391, чтобы получить отличное обслуживание от наших вежливых специалистов.

Изображение предоставлено Shutterstock

Пропан Vs. Природный газ: сравнение для домовладельцев

Написано: 8 апреля 2019 г.

Различия между природным газом и пропаном могут сбивать с толку. Тем более, что пропан является одним из видов топлива, составляющих природный газ, а другие виды топлива — бутан, метан, этан.

Хотя пропан входит в состав природного газа, он сам по себе становится уникальным источником топлива, когда его отделяют во время обработки. Итак, давайте посмотрим на оба вида топлива. Каковы преимущества и недостатки каждого из них, и что лучше всего использовать домовладельцу?

Прямое сравнение: плюсы и минусы пропана и природного газа

При выборе топлива для дома важно взвесить его безопасность, стоимость, эффективность топлива и его влияние на окружающую среду.Ниже вы найдете все, что вам нужно знать о преимуществах и недостатках природного газа и пропана по каждому из вышеупомянутых соображений.

Безопасность

Оба вида топлива легко воспламеняются, и с ними следует обращаться осторожно. Но из-за инфраструктуры (и бюрократической волокиты), связанной с линиями природного газа, выявление и устранение утечек может оказаться сложной задачей. Это связано с тем, что коммунальные компании и комиссия коммунальных предприятий должны прийти к пониманию того, как финансировать ремонт или модернизацию, прежде чем принимать меры.

И, когда линии уходят, случаются несчастные случаи без присмотра.

Например, в 2010 году газопровод, принадлежащий Pacific Gas and Electric (PG&E), взорвался в Сан-Бруно, Калифорния, в результате чего погибли восемь человек. После расследования выяснилось, что газовая линия неисправна, и PG&E ранее не знала о повреждении линии.

Хотя баллоны с пропаном также могут взорваться, это гораздо менее вероятно. А поскольку баллоны с пропаном не соединены широкими газовыми линиями, воздействие менее значимо.

Кроме того, хотя некоторые компании, поставляющие природный газ, добавляют запах серы, чтобы вам было легче обнаружить утечку, утечки природного газа может быть труднее обнаружить, потому что в естественном состоянии топливо не имеет запаха.

Из-за серьезности происшествий, сколь бы редких они ни были, пропан считается более безопасным топливом для отопления.

Окружающая среда

Несмотря на то, что природный газ считается парниковым газом, он сжигает примерно на 50% меньше выбросов, чем уголь.Тем не менее, его токсичность выше, чем у пропана, который не токсичен и не наносит вреда окружающей среде. Если пропан просочится в землю, это не повредит местной воде или почве.

Тем не менее, оба топлива по-прежнему считаются экологически чистыми. Но в этом раунде мы даем пропану небольшое преимущество в качестве зеленого топлива.

Стоимость и эффективность

Реальная стоимость пропана по сравнению с природным газом для вашего дома будет зависеть от нескольких факторов, в том числе от того, приспособлен ли ваш дом для топлива.Но для этого сравнения мы рассмотрим стоимость пропана и природного газа в британских тепловых единицах и галлонах.

На момент написания этой статьи средняя стоимость природного газа составляла 6,23 доллара за 1 000 кубических футов, что составляет примерно один миллион БТЕ. Средняя стоимость пропана в США составляет 2,41 доллара за галлон. Один миллион БТЕ природного газа — это примерно 11,20 галлона пропана. Это означает, что за то же количество топлива вы заплатите 6,23 доллара за природный газ и 26,99 доллара за пропан.

Однако фактическая стоимость должна также учитывать эффективность

Чем эффективнее топливо, тем меньше вы его расходуете, что влияет на общую стоимость.И в целом пропан — более эффективное топливо.

Один кубический фут пропана равен 2516 БТЕ, а один кубический фут природного газа равен 1 030 БТЕ. Это означает, что пропан более чем в два раза превосходит природный газ по энергии.

Хотя стоимость галлона природного газа ниже, вы будете использовать его больше для обогрева тех же приборов. Если вы получаете вдвое больше тепла от пропана, естественно, вы будете использовать меньше топлива.

В этом комбинированном раунде пропан выигрывает по эффективности и общей стоимости.

Установка

Ключевые различия между пропаном и природным газом

Наиболее заметное различие между двумя видами топлива заключается в том, как они попадают в ваш дом, то есть как они доставляются к вам. Начнем с того, что не во всех регионах США можно выбрать пропан или природный газ. В зависимости от того, где вы живете, вы можете быть ограничены только одним вариантом.

Кроме того, еще одним отличительным фактором будет то, как топливо хранится в вашем доме и заправляется.

Природный газ остается в газообразном состоянии и доставляется домой по трубопроводу, поэтому поставки не требуются, но наличие инфраструктуры для приема топлива требуется. Эта инфраструктура может включать такие расходы, как:

  • Копаем двор, чтобы проложить трубопровод
  • Перевод ваших приборов на природный газ
  • Наем подрядчика для помощи с обновлениями

Эти затраты могут вырасти до более чем 10 000 долларов для домовладельцев, которым требуется полная переоборудование.

Пропан поставляется в переносных канистрах или резервуарах для постоянного хранения. Чтобы пополнить счет, покупатели либо сами отправятся в магазин, либо обратятся в компанию за доставкой. Для клиентов Santa Fuel вы можете запланировать автоматические поставки, чтобы у вас было топливо до того, как закончится ваш бак, что избавит вас от хлопот.

Какой газ вам подходит?

Пропан

Поскольку пропан обеспечивает больше БТЕ за ваш доллар, часто это лучший выбор топлива для более эффективной работы вашей бытовой техники.Также, как правило, он лучше подходит для приготовления пищи, особенно если вы используете барбекю на открытом воздухе, так как это более экономично для жарки на сильном огне.

Кроме того, пропан рассматривается как автономное решение для отопления. Это означает, что пропан переносится и может легко работать, если другие системы в вашем доме не работают, или если вам нужно переехать в другое место.

Природный газ

С другой стороны, природный газ — это обходное решение. Вам никогда не придется планировать доставку, потому что природный газ всегда будет поступать к вам домой.И вы никогда не заплатите больше, чем то, что вы используете с природным газом, потому что в баке нет топлива. Вы платите по мере использования.

Если у вас уже есть инфраструктура, имеет смысл придерживаться природного газа.

В конечном итоге победителем будет тот, который лучше всего соответствует вашему стилю жизни и текущим настройкам. Можете ли вы получить доступ к обоим видам топлива, какой объем инфраструктуры вам потребуется создать, чтобы получить любое из видов топлива, и для чего вы планируете использовать свое топливо больше всего?

Где купить пропан и природный газ?

Если вы находитесь в районах Фэрфилд или Нью-Хейвен в Коннектикуте, Santa Energy может помочь вам определить, какое топливо лучше всего подходит для вашего дома.Santa Energy — это надежный источник доставки топлива, установки оборудования, технического обслуживания и постоянной поддержки, чтобы обеспечить максимальное потребление энергии в вашем доме и безопасно.

Ознакомьтесь с нашим полным набором услуг по пропану и природному газу.

Являются ли автомобили, работающие на природном газе, реальной альтернативой? — Энергид

Автомобили, работающие на КПГ, выделяют на меньше мелких частиц, на и на меньше CO 2 , чем автомобили с бензиновым или дизельным двигателем. КПГ также на дешевле, чем на этих видов топлива.
Но для действительно экологичного подхода вы также можете выбрать электромобиль.

В настоящее время в мире насчитывается более 20 миллионов автомобилей, работающих на природном газе. В Бельгия около 22 500 автомобилей уже работают на СПГ. Более того, в начале 2021 года насосы КПГ появились более чем на 147 автозаправочных станциях страны.

Что такое КПГ?

СПГ (сжатый природный газ) — это то же самое, что и газ, используемый для отопления наших домов.Природный газ — это ресурс, который очень широко доступен в мире и менее загрязняет окружающую среду, чем бензин или дизельное топливо.

Не путать с LPG

  • CNG — это наш обычный газ, газ, который мы используем для отопления. Он сжимается от 200 до 300 бар и состоит в основном из метана
  • LPG (сжиженный нефтяной газ) представляет собой смесь пропана и бутана , сжатых под давлением от 5 до 7 бар.

CNG имеет несколько преимуществ перед LPG:

  • его можно хранить в виде газа при температуре окружающей среды.
  • в отличие от LPG, он легче воздуха. Таким образом, автомобили, использующие этот газ, не подпадают под запрет на доступ к подземным автостоянкам.

Сколько это стоит?

Новый автомобиль: на 500–8000 евро больше, чем модель с бензиновым или дизельным двигателем

В наши дни многие производители автомобилей предлагают автомобили, работающие на КПГ, в увеличивающемся ассортименте моделей . СПГ хранится в газовых баллонах, которые устанавливаются на шасси автомобиля.

В среднем вы заплатите на 500-8000 евро больше, чем та же модель с бензиновым или дизельным двигателем.Обычно они идут с двойным топливным баком. Это позволяет им переключаться на бензин, если баллон для СПГ пуст.

В зависимости от модели вы можете проехать от 300 до 800 км на природном газе . Общий запас хода автомобилей, работающих на КПГ с двумя топливными баками, составляет , а расстояние между ними может составлять на 1000 км и .

Здесь вы найдете все марки и модели автомобилей, работающие на CNG (на французском языке)

Гранты и налоговые льготы

  • Правительство предлагает благоприятные условия для автомобилей, работающих на КПГ, в отношении ежегодного дорожного налога и налога на первоначальную регистрацию (BIV).Подробнее о налоговых преимуществах
  • Фламандский регион предлагает освобождение от регистрационного налога для автомобилей с облагаемой налогом мощностью менее 11 (объем двигателя менее 2,1 л). В Валлонии автомобили, работающие на КПГ, освобождаются от сбора, если их выбросы CO 2 ниже 146 г / км.
  • Управляющие валлонской дистрибьюторской сетью, Ores и Resa, предоставляют поощрительную скидку для каждого частного лица, проживающего в Валлонии, при покупке автомобиля, работающего на КПГ.

Установка КПГ на свой автомобиль: от 4000 евро до более чем 10000 евро

Преобразование в автомобиль с бензиновым двигателем возможно, но — в зависимости от модели — может повлечь за собой потерю места в багажнике. Однако это делается не очень часто и может стоить от 4000 до 6000 евро (без учета налогов и других преимуществ).

Переоборудование автомобиля с дизельным двигателем в возможно, но сложно и очень дорого: более 10 000 евро.

Посмотреть список признанных специалистов по установке КПГ (на французском языке)

Заправочные станции

Количество АГНКС за последние годы значительно выросло.В настоящее время в Бельгии около 147 АГНКС. С ростом успеха автомобилей, работающих на сжатом природном газе, обязательно появятся многие новые заправочные станции.

В Брюссельском регионе доступны две заправочные станции: Anderlecht и Auderghem, а также заправочные станции на периферии Фландрии. В Heverlee на E40 есть автозаправочная станция.

Посмотреть список всех существующих и планируемых АГНКС (на французском языке)

В дополнение к этому, в нашей стране также есть две станции сжиженного природного газа , которые распределяют как сжиженный природный газ , так и сжиженный природный газ .

Установка заправочной станции дома

Есть возможность установить дома заправочную станцию ​​с медленным заполнением. Эта установка подключается к бытовой газовой сети и позволяет заправить автомобиль, но на это уходит несколько часов. Лучше всего это делать ночью, как на электромобилях.

Преимущества КПГ

  • 77% меньше выбросов частиц больше, чем у дизельного автомобиля 1
  • Снижение на 11% выбросов CO 2 1 (то есть, если не принимать во внимание метод экстракции; см. Ниже)
  • На 90% меньше оксидов азота 1
  • до 35% дешевле дизеля 2
  • примерно на 75% Цена ниже, чем у бензина 2
  • как , быстро заправляется , как и при использовании обычного топлива, что является плюсом по сравнению со временем подзарядки электромобилей
  • CNG снижает износ двигателей , так как производит меньше остатков сгорания
  • Автомобиль, работающий на КПГ, также может работать на биогазе, полученном при разложении органических отходов, что увеличивает экологическую выгоду .
  • Природный газ подходит для всех сегментов движения : легковые автомобили, микроавтобусы, автобусы, грузовики, судоходство.
  • Городские автобусы и такси, работающие на КПГ, предлагают решение для зон с низким уровнем выбросов в больших городах
  • Природный газ транспортируется по подземной транспортной и распределительной сети, что может значительно сократить количество грузовиков на дорогах.

(1) Исследование рассмотрено Моби и Марком Пеккёрами (Томас Мор) и подтверждено Гентским университетом.
(2) Исследование CREG по экономической эффективности природного газа (КПГ), используемого в качестве топлива в автомобилях

Рассчитайте свои преимущества (на французском языке)

Недостатки КПГ

  • Природный газ может быть чистым топливом, но если принять во внимание метод извлечения , это топливо будет иметь гораздо более низкие показатели. Например, природный газ по большей части состоит из парникового газа метана. Часть этого всегда незаметно просачивается во время процесса экстракции.
  • есть только ограниченное количество заправочных станций , поставляющих КПГ. В ближайшем будущем в Бельгии будет намного больше.
  • Транспортные средства, работающие на КПГ, не допускаются в Евротоннель , и около паромных компаний налагают административные ограничения.
  • можно переделать в вашу нынешнюю машину, но это довольно дорого (около 4000 евро). Поэтому более целесообразно инвестировать в «родную» модель КПГ.

Подробнее о воздействии автомобилей на КПГ на окружающую среду (на французском языке)

Инспекция и контроль

Все автомобили, работающие на КПГ, должны иметь этикетку СПГ в установленном формате на задней стороне.

Обычный осмотр автомобиля (сначала через 4 года, а затем ежегодно) должен проводиться центром технического осмотра GOCA. Это та же процедура, что и для автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем. Во время осмотра автомобиля проводится краткая проверка КПГ (обнаружение утечек).

Кроме того, проводится четырехлетний осмотр резервуара для КПГ . На данный момент только несколько компаний имеют право это делать (дополнительную информацию можно получить у слесаря ​​или в мастерской). Все больше и больше автомобильных монтажников / механиков проходят обучение в Educam. Таким образом, со временем специализированные дилеры сами получат право проводить эти проверки.

Карта всех АГНКС в Бельгии


Показать все АГНКС в Бельгии на увеличенной карте

Список всех запланированных АГНКС можно найти на сайте ngva.быть

Более подробную информацию об автомобилях, работающих на природном газе, можно найти здесь.

(См. Также: «Какие типы электромобилей доступны?»)

Какие плюсы и минусы использования каждого из них в вашем доме?

Поскольку это два самых популярных вида топлива для обогрева дома, стоит получить информацию о пропане и природном газе, прежде чем взвесить все за и против использования одного из них для обогрева дома или обеспечения домашнего комфорта.

В чем разница между природным газом и пропаном?

  • Пропан — ископаемое топливо, углеводород, и более 95% его, используемого в США, производится в Северной Америке.
  • Пропан не токсичен для окружающей среды и может быть лучшим выбором, если вы цените «зеленое топливо» больше, чем парниковые газы.
  • Пропан также называют «сжиженным нефтяным газом» или сжиженным нефтяным газом. Как и природный газ, он не имеет запаха, поэтому обработка добавляет запах, чтобы люди могли обнаружить его присутствие.
  • Пропан также используется в качестве топлива для некоторых специально сконфигурированных легковых и грузовых автомобилей, производя на 30-90% меньше угарного газа, чем обычный автомобильный бензин.
  • Природный газ также является ископаемым топливом, созданным миллионы лет назад из древних растений и животных, которые разлагались под давлением и теплом под землей.
  • Природный газ — это «чистая альтернатива энергии», поскольку он является экологически чистым и производит меньше вредных выбросов, чем другие ископаемые виды топлива (нефть и уголь), но он также является парниковым газом при выбросе в окружающую среду.

Чем отличаются пропан и природный газ для домовладельцев?

БТЕ

  • Один кубический фут пропана = 2516 БТЕ. Один кубический фут природного газа = 1030 БТЕ.

Стоимость

  • Если ваш природный газ стоит 15 долларов.00 за 1000 кубических футов, на те же 15,00 долларов можно купить около одного миллиона БТЕ, что сопоставимо с чуть более 11,20 галлонами пропана.
  • Если пропан стоит 2,50 доллара за галлон, используя этот пример, то природный газ является более экономичным выбором.

Безопасность

  • Более легкий, чем пропан, природный газ рассеивается быстрее, чем пропан, при выбросе в атмосферу.
  • Пропану требуется немного больше времени, чтобы исчезнуть в воздухе.

Энергоэффективность

  • Пропан обеспечивает большее количество БТЕ (на галлон или на кубический фут), сжигает меньший объем в час, чем природный газ, в два раза, и это делает его энергоэффективной альтернативой природному газу для многих применений.
  • В зависимости от цен на природный газ (за 1 000 кубических футов) пропан может заменить природный газ в качестве источника отопления здания, дома или крупногабаритного сооружения.
  • Но, если цены на природный газ ниже (например, менее 20 долларов за 1000 кубических футов), стоимость его использования для отопления дома может быть дешевле, чем пропан, даже с учетом разницы в эффективности.

Экологичный

  • Природный газ — это экологически чистый парниковый газ.
  • Пропан не токсичен и не наносит вреда окружающей среде, считается «зеленым топливом» и является экологически чистым до и после сжигания.

Заключение

Если взвесить плюсы и минусы каждого вида топлива, то, если вам нравится использовать пропан у себя дома, вероятно, будет разумным продолжать это делать, поскольку он дает больше БТЕ за ваши деньги. Однако, если чистое горючее топливо является для вас ключевым моментом, оба имеют схожие характеристики и преимущества, так что это может быть просто более личным выбором. Если вы в конечном итоге решите перейти с пропана на природный газ, пожалуйста, имейте в виду следующее, прежде чем продолжать этот крупный проект:

  • Перевод всех пропановых приборов на природный газ стоит недешево.
  • Вам нужно будет выкопать участки вокруг вашего дома, чтобы удалить трубопровод пропана и безопасно провести трубопровод природного газа.
  • Вам нужно будет организовать и оплатить демонтаж и утилизацию вашего пропанового баллона.
  • Если вы переходите на природный газ, преимущество состоит в том, что вы платите только после того, как используете природный газ, поскольку в резервуаре нет топлива для использования в будущем.
  • Большинство приборов, работающих на природном газе, будут продолжать работать, и на них не повлияет отключение электроэнергии.

Остались вопросы по конвертации? Или про пропан и природный газ? Пожалуйста, позвоните нам. Мы можем удовлетворить все ваши потребности в пропане для дома.

Независимо от того, используете ли вы в доме пропан или природный газ, вы можете положиться на Patriot Propane — семейную компанию Leffler Energy — во всем, что вам нужно.

Позвоните 877.679.9178

Источник: Пропан 101

Выбросы — ROUSH CleanTech

Вперед

Благодаря более чистому и экологичному подходу к транспорту автомобили, работающие на пропановом газе, значительно сокращают выбросы: на 12 процентов меньше углекислого газа, примерно на 20 процентов меньше оксида азота, до 25 процентов меньше парниковых газов и до 60 процентов угарного газа. чем автомобили с бензиновым двигателем.

Выбросы парниковых газов

Пропан — это низкоуглеродное альтернативное топливо, которое производит значительно меньше выбросов парниковых газов, чем электричество и многие другие виды топлива. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, автогаз пропана не является прямым парниковым газом при выбросе в воздух, и текущие исследования не выявили глобального воздействия на климат от выбросов пропана автогаза.

Что это означает для операторов автопарков и владельцев транспортных средств? По сравнению с обычными источниками топлива пропан генерирует меньше выбросов парниковых газов почти во всех сферах применения, в том числе в качестве автомобильного топлива.Танк за баком пропановый автогаз имеет более низкое содержание углерода, чем бензин, дизельное топливо, мазут или даже биодизельное топливо и этанол.

Количественная оценка выбросов

При количественной оценке выбросов парниковых газов, возникающих в результате использования энергии, важно различать выбросы, высвобождаемые в месте потребления энергии, и выбросы, высвобождаемые в результате добычи, обработки и доставки очищенных и пригодных к использованию энергетический продукт в это место.Жизненный цикл топлива начинается, когда сырье извлекается из скважины или шахты, и заканчивается там, где топливо расходуется для питания транспортного средства, прибора или другой технологии.

Углеродный след пропанового автогаза относительно невелик по сравнению с другими видами топлива с точки зрения общих выбросов и выбросов на единицу потребляемой энергии.

На рисунке 1 показаны относительные уровни выбросов диоксида углерода для различных видов топлива. За исключением природного газа, пропановый автогаз имеет самый низкий уровень выбросов среди основных источников энергии.Электроэнергия включена в эту диаграмму на основе средних выбросов электроэнергетики в США.

Выбросы, выделяемые в точке использования, называются выбросами «конечного использования», а те выбросы, которые происходят на пути доставки, называются выбросами «вверх по потоку». Выбросы на разведке и добыче включают все выбросы в результате рекуперации, обработки и транспортировки топлива до точки доставки конечному пользователю.

Энергопотребление — не единственный источник выбросов выше по технологической цепочке.Другие производственные процессы также выделяют парниковые газы. Например, выращивание сельскохозяйственных культур для производства биотоплива требует внесения азотных удобрений, которые вызывают образование оксида азота. Кроме того, переработка природного газа вызывает неконтролируемые выбросы метана. Эти процессы были количественно определены GREET, моделью «Парниковые газы, регулируемые выбросы и использование энергии на транспорте», что делает ее достоверным сравнением анализов жизненного цикла топливных систем.

Включение выбросов выше по технологической цепочке в аналитическое сравнение различных вариантов топлива может существенно повлиять на результаты. Ограничение сравнения только выбросами от конечного использования, например, может создать впечатление, что электроэнергия с нулевыми выбросами от конечного использования является источником энергии без выбросов парниковых газов. Ограничение оценки только выбросами от конечного использования может замаскировать очень большую долю выбросов в верхнем технологическом процессе, вызванных сжиганием ископаемого топлива с целью производства электроэнергии.

Топливо чистого горения

Пропановый автогаз, одно из наиболее экологически чистых горючих ископаемых видов топлива, является одобренным чистым топливом, перечисленным в Законе о чистом воздухе 1990 года и Законе об энергетической политике 1992 года. Испытания, проведенные Агентством по охране окружающей среды США, показывают, что автомобили, работающие на пропане, могут производить от 30 до На 60 процентов меньше выбросов угарного газа, на 80 процентов меньше крупных твердых частиц в выхлопе, до 95 процентов меньше испаряющихся летучих органических соединений и примерно на 50 процентов меньше токсинов и других образующих смог выбросов по сравнению с бензиновыми двигателями.

Пропановый автогаз также может обеспечить значительные преимущества в борьбе с глобальным изменением климата, поскольку он содержит меньше углерода на единицу энергии, чем бензин или дизельное топливо, что приводит к значительному снижению выбросов парниковых газов при сжигании. Автопарки, использующие пропановый автогаз, могут вздохнуть с облегчением, зная, что, в отличие от метана (основной составляющей сжатого природного газа), пропановый автогаз не является парниковым газом при выбросе в атмосферу.

Экологические преимущества

Пропановый автогаз — экологически чистое горючее топливо.Попробуйте наш &, чтобы рассчитать свою потенциальную экономию.

Вот некоторые из доказанных преимуществ пропанового автогаза по выбросам:
  • Выхлопные газы пропанового автогаза создают на 60-70 процентов меньше углеводородов, образующих смог, чем бензин (Юго-Западный научно-исследовательский институт).
  • По сравнению с бензином, пропан дает на 12 процентов меньше диоксида углерода, примерно на 20 процентов меньше оксида азота и на 60 процентов меньше оксида углерода (Всемирная ассоциация сжиженного пропанового газа, январь 2003 г .; Энергетическая комиссия Калифорнии, январь 2003 г.).
  • Пропановый автогаз снижает выбросы токсинов и канцерогенов, таких как бензол и толуол, до 96 процентов по сравнению с бензином (Юго-Западный научно-исследовательский институт).
  • Пропан — это низкоуглеродное альтернативное топливо, которое производит значительно меньше выбросов парниковых газов, чем дизельное топливо и бензин, в широком диапазоне применений (Совет по образованию и исследованиям пропана).
  • Пропановый автогаз имеет октановое число 106 (по сравнению с бензином премиум-класса от 91 до 92), что обеспечивает более высокую степень сжатия в двигателе и большую эффективность двигателя.Это приводит к значительному сокращению выбросов выхлопных газов, таких как оксид углерода (Аргоннская национальная лаборатория).
Для получения дополнительной информации о выбросах пропана:

Статистика Центра данных по альтернативным видам топлива и передовым транспортным средствам Министерства энергетики.

Autogas для графиков выбросов пропана автогаза в Америке.

% PDF-1.7 % 520 0 объект > эндобдж xref 520 75 0000000016 00000 н. 0000002537 00000 н. 0000002847 00000 н. 0000002899 00000 н. 0000003496 00000 н. 0000004102 00000 п. 0000004663 00000 н. 0000004836 00000 н. 0000004950 00000 н. 0000005062 00000 н. 0000005146 00000 н. 0000005681 00000 п. 0000006294 00000 н. 0000006381 00000 п. 0000006916 00000 н. 0000007547 00000 н. 0000008177 00000 н. 0000008597 00000 н. 0000010918 00000 п. 0000011276 00000 п. 0000011719 00000 п. 0000012346 00000 п. 0000012769 00000 п. 0000012853 00000 п. 0000013238 00000 п. 0000013686 00000 п. 0000014324 00000 п. 0000014955 00000 п. 0000015483 00000 п. 0000016071 00000 п. 0000016568 00000 п. 0000016971 00000 п. 0000017461 00000 п. 0000018069 00000 п. 0000018647 00000 п. 0000023244 00000 п. 0000029000 00000 н. 0000032085 00000 п. 0000032114 00000 п. 0000035104 00000 п. 0000035221 00000 п. 0000035256 00000 п. 0000035331 00000 п. 0000041354 00000 п. 0000041686 00000 п. 0000041752 00000 п. 0000041869 00000 п. 0000041904 00000 п. 0000041979 00000 п. 0000048030 00000 п. 0000048362 00000 п. 0000048428 00000 н. 0000048545 00000 п. 0000054070 00000 п. 0000054313 00000 п. 0000054620 00000 п. 0000054996 00000 п. 0000058407 00000 п. 0000065940 00000 п. 0000066468 00000 н. 0000204743 00000 н. 0000204818 00000 н. 0000205095 00000 н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *